Летний семестр 2013 года

Лучший ученик летнего семестра 2013 года по греческой мифологии: Доминика Шанталь, Слизерин, 5 курс

За три дня мисс Шанталь сделала домашние и дополнительные задания к вводной и четырём основным лекциям по предмету. Это лучший результат по скорости в этом семестра. Работы мисс Шанталь отличаются качеством исполнения, серьёзным подходом к делу и заинтересованностью в предмете.




Лучшая работа летнего семестра 2013 года по греческой мифологии: Гвидо Кристиан Фокс, Когтевран, 3 курс - домашнее задание к вводной лекции.

Объёмная работа, полностью раскрывающая с научной точки зрения ответы на поставленные вопросы. Лаконичность, точность, а главное, правильность - отличительные черты этой работы. Это домашнее задание получило 14 баллов.



1. Дайте своими определение понятию "Мифология".


Ответ:

Мифология (от греч. mifos - предание, рассказ; logos слово, понятие, учение) в
узком смысле означает продукт коллективного духовного творчества, совокупность
мифов той или иной этнической группы и, соответственно, отрасль фольклористики
(науки о фольклоре), изучающая мифы как элемент устного народного творчества.

Мифология в широком, философском смысле – архаическая форма общественного
сознания, объединяющая на ранних стадиях развития человеческого общества основы
религиозных воззрений, преднауки (рационального знания о мире и месте человека
в нем) и этики. Это объединение обозначают как синкретизм, соответственно
мифологическое мышление представляется нам синкретическим; в нем нет знакомого
нам разделения на сферы духовной культуры и сознания (религия, наука,
философия).

Мифология в конкретно-образной метафорической форме отвечает на потребность
человека в объяснении, осмыслении окружающего мира и самого себя, дает ответы
потенциально на все вопросы (для мифа нет непознанного). Мифология имеет
сакральное значение и передается преимущественно в устной форме (поскольку
появляется задолго до зарождения письменности).



2. Какие существуют классификации мифов? Опишите их группы, приведите примеры к
каждой указанной вами группе.

Ответ:

Классификации мифов (две основные).

1) Территориально-этническая, основанная на этнической принадлежности и
территориальной общности, часто взаимосвязанных (1-я ступень: мифы народов
Европейской России, мифы народов Восточной Азии, мифы народов Восточной Европы;
2-я ступень: мифы Древней Греции, мифы японцев, орочей, саамов).

Примеры: миф о сотворении человека из частей мироздания – из «Голубиной книги»
- восточнославянский, миф о сотворении суши уткой – Восточноазиатский,
древнегреческий миф – о рождении Афины Зевсом, Японский – мифы о Сусаноо и
Аматэрасу).

2) По содержанию, или предмету повествования.

Включает 6 важнейших групп: 1) космогонические и космологические (происхождение
и структура мира); 2) антропогонические (возникновение человека и
народа-носителя мифологии, который обычно выделяется особо); 3) календарные (о
природных временных циклах: год, месяцы, день и ночь); 4) мифы о животных
(тотемические; как правило, сюжеты о родстве человека, народа или отдельного
рода с животным-прародителем); 5) культовые (связанные с обрядом, ритуалом;
объясняют и сопровождают его); 6) эсхатологические (мифы о конце света, часто –
как о конце цикла мировой истории).

Примеры: 1) космогонический миф – о Паньгу (Китай), о рождении мира и богов из
поэмы Гесиода «Теогония», космогонический – миф о пятнах на Луне (удэгейцы),

2) антропогонический миф - сотворение Адама из глины, сотворение Евы;
сотворение первых людей вороном Кутхом в эскимосской мифологии, 3) календарный
миф о смерти и воскресении Осириса; календарный миф о Шу и Нут (смена дня и
ночи) в египетской мифологии, 4) миф о тигре, который стал прародителем людей и
обучил их (удэгейская мифология), 5) миф о шаманском столбе (мифы народов
Амура), сопровождающий праздник посвящения шамана, 6) миф о Рагнарёке
(скандинавская мифология).

Выделяют также этиологические мифы (объясняющие происхождение того или иного
названия (топонимические мифы), явления), астральные, солярные и лунарные
(звезды, луна и солнце), близнечные мифы, мифы об умирающем и воскресающем
боге, о культурном герое и др. Из них можно отметить этиологический миф о
скалах Брат и Сестра (удэгейский, повествует о превращении в две горы
согрешивших родичей), миф о культурном герое – Прометее из греческой мифологии.




3. В чём разница между мифологией и религией? Мифологией и сказками?

Рассмотрим соотношение мифологии и религии как систем. Мифология содержит в
себе элементы религиозного сознания, подразумевает безоговорочную веру в свои
положения. Они тесно взаимосвязаны, но имеют ключевые различия. Религия,
эталоном которой для нас являются мировые монотеистические религии, отличается
от мифологии четким разделением сферы сакрального, божественного, духовного,
трансцендентного и сферы материального, природного, человеческого бытия.
Мифология, будучи продуктом сознания человека, живущего исключительно по
природным ритмам, не отделявшего себя от природы, подразумевает целостность
«верхнего», «среднего» и «нижнего» миров, тесную связь между ними и
потенциальную достижимость каждого из них. Миф универсален как наиболее раннее
явление, религия же отделена от других сфер духовной культуры (науки,
искусства, философии). Миф объясняет, религия ищет ответы на вопросы. Миф
осмысляется как подлинное знание, религия подразумевает веру, стремление к
достижению идеала. В религии значительно сильнее проявляется этическая
составляющая, в мифологии же – натурфилософская. Религия исторична, она
предполагает начало и конец времен, в то время как миф осознается как
неизменное, «здесь и сейчас» происходящее «откровение».

Обозначим отличия мифа как фольклорного произведения от сказки. Оба они –
предмет фантазии, выдумки. Однако миф отличает его сакральность,
мировоззренческая ценность и в связи с этим – полнота содержания. Сказка же
изначально воспринимается как не произведение, не претендующее на реальность,
часто несущее поучительный, развлекательный смысл. Важно отметить также отличие
мифа от предания (род исторического фольклора): миф несет своего рода
над-исторический смысл, он тесно связан с ритуалом, благодаря осуществлению в
ритуале миф может совершаться «здесь и сейчас»; в отличие от мифа, предание –
рассказ о реальных (с точки зрения рассказчика и слушателей) в своей основе
событиях, произошедших однажды в конкретное врем.



4. Мини-сочинение: как вы думаете, для чего нужна мифология? Для чего вы решили
её изучать?

Ответ:

Мифология как семя, из которого суждено родиться дереву, несет в себе начала
всего дальнейшего развития духовной культуры человечества: понимания мира и
места в нем человека, представления о добре и зле, зачатки научных знаний.
Мифология несет в сжатом виде мудрость будущих мыслителей, ученых. Миф – это
то, что помогает нам понять древних людей, их сознание. Мифология помогает нам
осознать единство с поколениями давно умерших людей. Сравнительное изучение
мифологии различных народов помогает раскрыть их общецивилизационные основы
бытия, проследить взаимосвязи, различия, глубже понять важнейшие вопросы
истории, этнологии и философии.

Человек, не знакомый с образцами классической греческой мифологии, не может
назвать себя образованным. Греческая мифология не только породила античную, а
значит, и всю европейскую философию, она оставила неизгладимый след в
мировоззрении, литературе и искусстве народов Европы.

А мне мифология Древней Греции нужна для того, чтобы лучше понять
закономерности развития мирового фольклора. Я изучаю фольклор народов Дальнего
Востока России, который стоит на принципиально иной исторической «ступени». Без
знания древнегреческой мифологии, ставшей классическим образцом мифологического
фольклора, послужившей основанием для классификации мифологии народов мира, мне
трудно понять авторов, занимавшихся изучением мифологии как целого.

Кроме всего прочего, мифология Древней Греции очень интересна, и, как все
интересные вещи, имеет право на существование, даже, можно сказать,
приоритетное право.