Звон колокола возвестил о начале урока. Ученики гурьбой ввалились в кабинет - довольно просторное помещение, в котором боковые стены были увешаны картами, иллюстрациями и картинами мифологического содержания, а задней стены почти не было видно из-за книжных шкафов, в которых за стеклянными дверями теснились книги и свитки разных форм и размеров. Между двумя большими шкафами находился камин, в котором тихо трещали дрова.

Когда студенты наконец расселись, через стену в кабинет вошёл призрак. Это был призрак девушки студентки - на ней даже была хогвартская форма. Несколько десятков пар глаз устремились к призраку - кто-то смотрел с любопытством, кто-то со страхом. Призрак проплыла к учительскому столу, а затем заговорила:

- Добрый день, студенты. Я рада приветствовать вас на уроке греческой мифологии. С некоторыми из вас мы уже знакомы, с некоторыми нет. Я - ваш преподаватель, профессор Изабелль Холиуэлл. Сегодня писать придётся много, а на следующих занятиях можете полагаться только на свои слух и память.
Призрак улыбнулась и стала около доски.
- Пожалуйста, запишите тему сегодняшнего занятия - она написана на доске. Озвучу, если кому-то не видно с задних парт. Введение в греческую мифологию. Понятие, история, классификация мифов.
Белл выдержала минутную паузу, чтобы ученики отметили тему.

- Итак, первый и самый главный важный вопрос: что такое мифология?
Мифология - это система знаний различных народов мира, основанная на преданиях. Она существовала для того, чтобы объяснить те явления, которые не могли объясниться древними, пояснить происхождение мира, его устройство, указать место человека в природе. В современном понимании, мифология - это ветвь филологии, которая изучает древний фольклор и народные сказания.

Как и любая наука, мифология имеет свою классификацию. Существует две основных классификации мифов. Первая - территориальная, самая распространённая классификация, суть которой заключается в том, что какой-то народ имеет свою мифологию (греческая, римская, индийская, славянская, египетская и т.д.). Второй вид классификации мифов - это классификация по предмету повествования. Выделяют шесть основных групп в данной классификации: космогонические - мифы о происхождении мира; антропогонические - мифы о происхождении человека; календарные - мифы, которые описывают создание временных циклов (смене дня и ночи, зимы и лета; годах, календаре и т.п.); о животных - мифы, чаще всего связанные с периодом тотемизма, поскольку обожествляются животные; культовые - мифы, объясняющие происхождение какого-либо обряда; эсхатологические - мифы, которые повествуют о конце света. В каждой мифологии есть примеры таких мифов.

Однако откуда мы берём информацию о мифах? Древнейшее состояние греческой мифологии нам известно благодаря табличкам Эгейской культуры, которые были записаны линейным письмом Б - позднейшей формой критского письма периода XV—XII вв. до н. э.. То время характеризуется немногочисленностью богов, и именно тогда уже появились в мифологии такие боги, как Зевс, Дионис, Афина и некоторые другие.

После крито-микенского периода в истории Древней Греции наступило время, называемое "тёмным", так как это было время между упадком старой крито-микенской культуры и возникновением античной цивилизации. О мифологии этих времён нам известно лишь благодаря поздним источникам.

Накануне эллинской эпохи появляется традиция создавать собственные аллегорические мифы на основе произведений древнегреческих авторов, поскольку в то время в драматургии развиваются многие мифологические сюжеты. Шесть трудов античных авторов являются крупнейшими источниками мифов и легенд Эллады: "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" Гесиода, "Толкование снов" Артемидора Далдианского, "Библиотека" Псевдо-Аполлодора и "Метаморфозы" Овидия. Помимо произведений древнегреческих драматургов, ещё одним крупным источником информации об эллинской мифологии и истории является Паросский мрамор - мраморная таблица с острова Парос, которая была составлена в 264 до н. э..

Но всё-таки, какого же происхождение греческой мифологии? Если провести даже небольшую сравнительную характеристику и анализ мифологий Европы и некоторых мифологий Азии, то можно легко понять, что они имеют общие корни. Самые древние боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, нередко прослеживаются параллели даже в именах — так, например, индийский Варуна соответствует греческому Урану.

Дальнейшее формирование греческой мифологии шло, в основном, по двум путям:  присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов либо обожествление некоторых героев (что привело к тому, что героические мифы стали практически неотъемлемой частью мифологии).

Призрак наконец остановилась и бросила взгляд на часы. Оставалось несколько минут до конца урока.


- Пожалуйста, запишите домашнее задание:
1. Дайте своими словами определение понятию "Мифология". - 2 балла.
2. Какие существуют классификации мифов? Опишите их группы, приведите примеры к каждой указанной вами группе. - 3 балла.
3. В чём разница между мифологией и религией? Мифологией и сказками? - 3 балла.
4. Мини-сочинение: как вы думаете, для чего нужна мифология? Для чего вы решили её изучать? - 4 балла.

Продиктовав вопросы, Изабелль выдержала небольшую паузу для тех, кто не успевал записывать за ней.

- Те, в ком вдруг проснулась жажда знаний или баллов, могут выполнить дополнительное задание:
1. Сочинение. У многих народов есть похожие мифы о похожих событиях. Приведите примеры таких мифов. Как вы думаете, почему такие мифы появлялись?
2. Дополнительный вопрос. Какие классификации мифов можете предложить вы? Подробно опишите, приведите примеры. - 2 балла за каждую классификацию.
3. Доклад. Тема - "Линейное письмо Б".

Стоило профессору Холиуэлл остановиться, как звон колокола возвестил о конце занятия.
- Вы свободны. Приятного дня.